Работа любого инженера, IT-специалиста, маркетолога, бизнес-аналитика, менеджера связано с необходимостью создания различных диаграмм, блок-схем и графиков. Для данных целей замечательно подойдет сервис «draw», доступный по ссылке.
Его главное достоинство – бесплатность. За пользование ресурсом не взнимается плата, что делает его ещё более приятным. Кроме того, для полноценной работы не нужно проходить регистрацию и проходить нудный процесс авторизации на сайте.
При входе на главную страницу предстоит выбрать путь для сохранения проекта. Конечные результаты можно хранить на удаленном хранилище – «облаках» («Google Drive», «Dropbox», «OneDrive») , на ресурсе «GitHub», на жёстком диске устройства «Device» или непосредственно в среду для управления разработкой веб-приложений и программ «Trello».
По умолчанию, стоит включённой галочка для сохранения выбранных настроек в дальнейшем.
Чтобы упростить задачу по ознакомлению с возможностями онлайн-сервиса, изменим язык интерфейса, нажав на «Language».
После установки необходимого языка, потребуется перезагрузить страницу для того, чтобы изменения вступили в силу.
Теперь перейдем к созданию нового проекта, для чего нажмем на кнопку «Создать новую диаграмму», после чего осуществиться переход к графической части работы.
Можно открыть пустое поле и создать схему самостоятельно или воспользоваться библиотекой различных графических шаблонов. «Диаграммы Исикавы» (она же «рыбий хвост»), «Схемы для описания бизнес-процессов», «Структурные графики», «Блок-схемы», «Электрические схемы», «Программные блоки» - это лишь малая часть того, что уже присутствует в качестве заготовок.
Большой интерес пользователей вызывает возможность описание бизнес-процессов с помощью сервиса draw.io.
Для начала работы выберем «Пустую диаграмму» среди категории шаблонов «Базовый».
В качестве примера опишем основные бизнес-процессы, связанные с работой современного не крупного интернет-магазина.
Для графической части работы нам потребуются разделы «BPMN Общие» и «BPMN Events».
При рассмотрении примера не будем углубляться в узкую специфику продвижения магазина, работу директолога, поискового оптимизатора, контент-менеджера, системного администратора, которые также принимают непосредственное участие в жизни предприятия, а за начальную точку будем считать поступление заказа от клиента и те шаги, которые необходимо будет сделать на обрабатывающей стороне.
Создадим на схеме событие – поступление заявки менеджеру, который занимается обслуживанием интернет-магазина, для чего перетянем мышкой значок конверта, символизирующий поступление заявки (входящего сообщения) и контейнера «Задачи», описывающий реакцию на обращение.
Установим связь, поставив для этого стрелку между двумя блоками.
Для удобства использования онлайн-инструмента draw.io, имеется верхняя панель управления, содержащая кнопки отмены действий, масштаба, прокрутки и управления слоями, а также наиболее используемые элементы (опорные точки, стрелки установления связей).
Двойным щелчком левой кнопки мышки отредактируем текст на блоке, переименовав «Task» в «Проверка наличия заказанных товаров на складе». Именно с этого шага, менеджер интернет-магазина должен начинать анализ заказа, так как от него зависит дальнейшие шаги по коммуникации с клиентом.
Логично предположить, что следующим блоком должно быть условие, которое определяет последовательность действий при различных результатах проверки складских остатков.
* Важно помнить, что бизнес-процессы пишутся не для бумаги, а для обычных людей, работников компании. Чем детальнее и подробнее будет произведена проработка, тем меньше ошибок, будет происходить в будущем. От постановки задачи зависит 80% успеха её выполнения.
При наличии товара на складе можно перейти к «Проверке корректности заполненных данных пользователем», при отсутствии к «Уточнению точной даты поставки». Для того, чтобы написать комментарий над каким-либо блоком или стрелкой нужно выбрать вкладку «Общие» и элемент «Text». В рассматриваемом случае это указания направлений «Да/нет».
Разберем отрицательную ветку и нанесем на схему все дальнейшие шаги действий.
Добавятся один вспомогательный блок «Связаться с поставщиком, запросить точные сроки отправки», два основных «Подобрать альтернативные варианты товаров, которые есть в наличии и можно предложить, как замену», «Проверка корректности заполненных данных пользователя» и блок связи с клиентом «Связаться по телефону и обсудить детали доставки». Важно быть заранее подготовленным к любому исходу и потому прорабатывать альтернативы. В нашем случае мы создали бизнес-процесс в сервисе draw.io, связанный с подборкой альтернатив, что поможет удержать клиента в случае его несогласия со сроками доставки. Вспомогательные блоки изображаются в виде пунктира, доступны во вкладке «BPMN Общие».
Если магазин работает над лояльностью своих клиентов, то возможно добавить ещё один блок, связанный с предоставлением персональной скидки на альтернативный товар, в случае если сроки затягиваются по вине интернет-магазина (например, некорректно отобразились остатки товара (на сайте «в наличии», а по факту товар закончился)).
Теперь осталось добавить ещё одно условие: «Клиент согласен на заказ». На данном этапе решается исход всей деятельности, либо заказ переходит в оформление и далее поступает в «Службу снабжения», либо менеджер закрывает заказ, предложив получить оставившему заявку посетителю сайта уведомление о поступлении товара в наличии.
Таким образом, потратив всего 5 минут времени, мы проработали бизнес-процессы в сервисе draw.io, относящиеся к менеджеру по продажам. Аналогичным образом можно составить на отдельных листах схемы для остальных подразделениях, участвующих в деятельности интернет-магазина, а также произвести обобщение всех служб компании в целом.
Остаётся лишь только сохранить результат, для чего необходимо нажать «Файл» -> «Сохранить». При сохранении на жесткий диск файл просто скачается в формате .xml (по умолчанию в папку «Загрузки»).
Чтобы открыть документ в будущем, достаточно просто зайти на сайт сервиса, и, выбрав «Открыть существующую диаграмму», найти сохраненный ранее xml-проект.
Кроме конечных результатов в указанном ранее формате, возможно экспортировать диаграммы и схемы как pdf и html документы, а также в виде картинок и векторной графики (SVG).
С недавнего времени появилась возможность скачать draw.io в виде программы на ПК (работает на операционных системах Windows, MacOs, Chrome OS, Linux), а также установить как мобильное приложение, работающее, как на iOS, так и на Android.
Для данных целей необходимо на панели управления нажать кнопку «Дополнительно» и в раскрывшемся меню выбрать «Скачать».
Представленной в обзоре информации вполне достаточно, чтобы начать работу над своим проектом, вне зависимости от того, к какой отрасли, сфере деятельности или производства он относится, будь-то программирование, администрирование, проектирование, управление, распределение или снабжение и т. п.
При возникновении трудностей, всегда можно ознакомиться с инструкциями и официальной документацией, представленной на сайте онлайн-сервиса.
Статья взята с сайта akiwa.ru